В конце марта группа Koenig & Bauer AG опубликовала финансовую отчётность за 2012 г. Производство листовых и рулонных офсетных печатных машин является основной сферой бизнеса KBA. Вместе с тем компания успешно развивает такие перспективные направления, как упаковочная полиграфия, печать банкнот и документов с высокой степенью защиты, цифровая печать и маркировка. Прибыль до и после уплаты налогов превысила результат 2011 г., несмотря на значительную одноразовую спецамортизацию. На общем ежегодном собрании 13 июня правление и наблюдательный совет KBA предложат выплатить дивиденды в размере 40 центов на акцию.
Мировая премьера: KBA Rapida 106, установленная в Amcor Tobacco Packaging (Рикенбах, Швейцария), включает 19 печатно-отделочных секций
drupa увеличила продажи листовой техники
Объём продаж группы увеличился на 10,9% — до 1,293 9 млрд евро, по сравнению с предыдущим годом (1,167 2 млрд). Благодаря выставке drupa продажи листовой офсетной техники выросли на 10,2% и принесли KBA 643,2 млн евро. Несмотря на падение спроса в газетно-журнальном секторе, подразделение рулонных и специальных машин улучшило показатель продаж на 11,5% — до 650,7 млн евро; такой результат обусловлен успехом спецоборудования.
Тем не менее, портфель новых заказов составил 1,116 2 млрд евро, что на 28,1% меньше цифры 2011 г. При этом листовая техника показала 17,1%-й прирост, а заказы рулонных и спецмашин сократились почти вдвое на фоне рекордного ажиотажа 2011 г. К концу 2012 г. портфель отложенных заказов достиг 648 млн евро, чего не было в 2008–2010 гг.
Рост операционной прибыли
Сокращение издержек, повышение маржи за счёт роста продаж, увеличение оборота в секторах услуг и спецоборудования принесли KBA операционную прибыль в размере 43,1 млн евро (без учёта специальных статей). И даже несмотря на ценовое давление в рулонном и листовом сегментах эта цифра более чем в четыре раза превышает показатель 2011 г. (9,9 млн).
В листовом подразделении была проведена разовая специальная амортизация основных фондов на сумму 27,1 млн евро. В итоге операционная прибыль группы составила 16 млн.
Благодаря оптимальной номенклатуре продуктов направление рулонной и спецтехники заработало 54,7 млн евро, почти вдвое превысив показатель 2011 г. (28 млн). А в листовом секторе операционная прибыль снизилась в результате упомянутой выше амортизации, а также из-за расходов на участие в выставках и запуск новых поколений оборудования. И если 2011 г. для этого департамента ознаменовался убытком в 18,1 млн, то 2012-й принёс –38,7 млн евро (или –11,6 млн без учёта амортизации).
Прибыль KBA до налогообложения выросла с 3,3 млн евро в 2011 г. до 6,1 млн. После уплаты налогов чистая прибыль группы составила 2,3 млн евро, или 14 центов на акцию.
Здоровые финансы — новые стратегические возможности
За отчётный период компания завершила ряд крупных проектов, а количество новых заказов на рулонную технику сократилось. И хотя эти факторы привели к уменьшению авансовых платежей клиентов, операционный денежный поток остался на высоком уровне — 83,3 млн евро (2011: 83,9 млн). Свободный денежный поток увеличился с 57,8 млн до 61,2 млн евро, а ликвидные активы достигли 206,3 млн евро. Сократив кредиторскую задолженность перед банками до 31,6 млн евро, группа улучшила свою чистую финансовую позицию: +174,7 млн плюс одобренные кредитные линии на ближайшие три года. Это отразилось и на коэффициенте автономии (40,2%), и на отношении собственного капитала к основным средствам (выше среднего уровня).
Таким образом, по своим финансовым и балансовым показателям KBA опережает конкурентов. Также очевидно, что группа располагает достаточными ресурсами для стратегического маневрирования. И это особенно важно в нынешних условиях, когда рынок полиграфии быстро меняется под давлением Интернет-СМИ и региональных трансформаций мировой экономики. Как и ранее, Вюрцбург уделяет серьёзное внимание инновациям: в 2012 г. около 4,5% выручки от продаж было направлено на поддержку научно-исследовательской деятельности.
Доля экспорта достигла 90%
В 2012 г. компания экспортировала 88,2% продукции из-за сокращения продаж на внутреннем рынке. При этом на Европу пришлось всего 30,6% зарубежных отгрузок (2011: 35,6%); такая ситуация обусловлена экономическим спадом на ключевых рынках. Азиатско-Тихоокеанский регион, во многом благодаря Китаю, вышел на второе место — 24,1%. Следом расположились перспективные рынки Латинской Америки и Африки — 23,1% (2011: 12,8%), причём этот показатель стал рекордным для региона в долгосрочной ретроспективе. Доля Северной Америки выросла с 8,6% до 10,4% за счёт умеренного восстановления бизнеса в Новом Свете.
Инвестиции в печать: газета Times Union (Олбани, Нью-Йорк), которая принадлежит медиагруппе Hearst Corporation, 19 марта запустила новую газетную ротацию KBA Commander CL — вопреки общерыночным тенденциям
Количество сотрудников приближается к 6 000
В конце декабря в штате KBA состояло 6 187 человек, в том числе 428 практикантов. Если не учитывать сотрудников нового ДП Print Assist AG (Швейцария), количество персонала уменьшилось на 237 человек, по сравнению с 2011 г. В 2009 г. компания запустила ряд программ, в частности поэтапный выход сотрудников на пенсию. В результате этих мероприятий через несколько лет штат сократится до уровня менее 6 000 человек. Одновременно готовятся новые квалифицированные кадры, а доля подмастерьев на заводах KBA (6,9%) выше среднерыночной по отрасли.
Осторожный прогноз на 2013 г.
Прогнозировать что-либо на долгий срок непросто ввиду таких рисков, как нестабильная рыночная среда, консолидация в отрасли, колебания валютных курсов и др. Поэтому руководство KBA оставляет за собой право корректировать свои оценки в будущих промежуточных отчётах.
Пока что группа ожидает увеличения продаж листовых офсетных машин благодаря China Print (вторая по величине в мире выставка полиграфтехнологий пройдёт 14–18 мая). Исходя из нынешнего портфеля заказов, можно говорить об умеренном росте продаж и прибыли, наподобие того как это было в 2012 г. В сегменте рулонного и спецоборудования ожидается незначительный спад продаж, который будет компенсирован мерами по сокращению расходов подразделения. В листовом секторе KBA не собирается концентрироваться исключительно на объёме продаж, а экономия затронет прежде всего производственную сферу.
Президент и генеральный директор концерна Клаус Больца-Шюнеманн так прокомментировал результаты: «К 2015 г. наша программа планомерного улучшения рентабельности листового и рулонного офсетного бизнеса обеспечит экономию в несколько десятков миллионов евро. Наряду с реорганизацией в продукт-хаус и коррекцией договоров о зарплате, мы начали сокращать общие и административные расходы в основных областях, в корпоративных закупках и на производствах. Также в прошлом году мы продолжили начатую в 2009 г. перегруппировку производственных мощностей».
Дальнейшая диверсификация на развивающихся рынках
Кроме оптимизации внутренних процессов, в центре внимания KBA остаётся диверсификации на растущих рынках, особенно с учётом выхода в новый сегмент цифровой печати. По словам руководства, особый интерес для компании представляет рынок упаковки; подтверждением тому стала покупка итальянского производителя Flexotecnica, анонсированная в конце февраля. Эта фирма производит печатную технику для перспективного рынка гибкой упаковки, такой как плёнка. Оптимизация внутренних процессов и расширение ассортимента продукции приведут к дополнительным расходам, которые Koenig & Bauer AG рассматривает как инвестиции в своё будущее.