НАПРАВЛЕННОСТЬ ВСЕМ ИЗВЕСТНА
Print+: Справедливо ли утверждение, что рынок полиграфии Украины развивается, несмотря на все катаклизмы? Или он все-таки находится в глубокой стагнации?
Сергей Паламарчук: Все изменения на полиграфическом рынке происходят вместе с изменениями экономики страны, так как это отрасль, которая зеркально отображает взлеты и падения сферы промышленности, услуг, культуры и образования. Более справедливо утверждать, что рынок полиграфии синхронно повторяет тенденции всей экономики Украины, а направленность этой тенденции всем известна.
Print+: Украина, по некоторым данным, стала едва ли не основным экспортером полиграфического оборудования в страны третьего мира. Жаль, что это часто брендовое оборудование, которое могло б еще служить здесь, нашим полиграфистам… Что должно произойти, чтобы эта негативная тенденция была переломлена?
С. П.: Официальная государственная статистика показывает достаточно нерадостные цифры падения промышленного производства и ВВП страны в целом. В связи с этим мы все видим и значительное падение заказов в типографиях, которое в процентном выражении даже превышает падение в экономике, т. к. при сокращении затрат, рекламные и маркетинговые бюджеты сокращаются в первую очередь.
Снижение покупательной способности населения дополнительно негативно сказывается на рынке не только периодики и рекламы, но и на потребительском сегменте упаковки пищевых продуктов, косметики и парфюмерии. Позитивные изменения возможны только при росте потребительского спроса и покупательной способности населения, что будет следствием роста экономики.
НАКАПЛИВАЮЩИЙСЯ СПРОС
Print+: Расскажите пожалуйста о реализованных вашей компанией на протяжении 2015 года проектах во всех сегментах полиграфии.
С. П.: В этом году проходило обновление оборудования новыми машинами Koenig & Bauer AG (КВА) на предприятиях по печати ценных бумаг и денежных знаков. В коммерческом и упаковочном сегментах полиграфии новых больших офсетных машин КВА в этом году в Украину поставлено не было. На рынке есть накапливающийся спрос на оборудование, но даже те типографии, которые более-менее загружены заказами, пока не решаются на покупку в связи с неопределенностью дальнейшей экономической ситуации в стране. В этом году было много переездов типографий и машин. Переезжали не только типографии вместе с оборудованием, но и переезжало только оборудование, отдельно от типографий к своим новым владельцам.
Print+: Каким был уходящий год для «УПГ»/«Полиграфимпорта»? Чего удалось достичь? Что из планов пришлось отложить на следующий год?
С. П.: Этот год можно назвать годом Open House, pre-drupa мероприятий и недель технологических новинок. Мы совместно с КВА провели серию дней открытых дверей по технологиям обычной UV печати, HR UV и LED UV. Набирающая популярность новая технология LED UV все более активно выходит на рынок офсетной печати и вызывает интерес у типографий. С октября начались pre-drupa мероприятия по подготовке к самой выставке drupa 2016. Осенью и в начале зимы мы проводили серию так называемых «технологических недель», в рамках которых были организованы технологические семинары с участием представителей наших партнеров и технологов заводов производителей расходных материалов — SunChemical, Fuji, Schmid Rhyner.
О РАСШИРЕНИИ СФЕР БИЗНЕСА
Print+: Возможно, у вас появились новые партнеры и направления деятельности, информацией о которых уместно поделиться с нашими читателями?
С. П.: Мы ведем нашу политику партнерства последовательно и консервативно, не меняя кардинально основное направление деятельности — полиграфическое оборудование, запчасти и сервис, расходные материалы для полиграфии. Основными партнерами, как и ранее, остаются: КВА (Koenig & Bauer AG, Германия) по печатному оборудованию, Muller Martini (Швейцария) по постпечатному оборудованию, производители резального оборудования Perfecta (Германия), фальцевального и листоподборочного GUK и MKW (Германия). Наш партнер КВА (Koenig & Bauer AG) расширил направления своего бизнеса, и сейчас мы совместно работаем над продвижением в Украине таких новых направлений как печать на металле (КВА-MetalPrint), широкорулонная флексопечать (KBA-Flexotecnica), печать на специальных поверхностях, таких как CD-диски, емкости (KBA-Kammann), печать ID-карт, персонализация (KBA-MePrint).
ОБНОВЛЕННАЯ КВА
Print+: Не так давно ваш ключевой партнер компания КВА объявила курс на реструктуризацию, цель которого сохранить доходность бизнеса. Каких абсолютных успехов удалось достичь компании на этом пути?
С. П.: Компания КВА, проведя реструктуризацию, добилась того, что все направления деятельности компании сейчас в рамках единого холдинга Koenig & Bauer AG являются самостоятельными юридическими единицами. Основными направлениями деятельности остаются: производство машин для листовой офсетной печати (KBA-Sheetfed Solutions), производство машин для цифровой и рулонной офсетной печати (KBA-Digital & Web Solutions), производство машин для флексографской печати (KBA-Flexotecnica). Производством машин для специальных видов печати занимается KBA-Special Solutions — направления ее специализации: денежные знаки и защищенная печать, печать документов ID, УФ-печать, печать на стекле и емкостях. Данная реструктуризация обеспечит необходимость каждой структурной единице холдинга работать максимально эффективно для того, чтобы быть прибыльной.
Print+: Цифровые технологии все больше входят во все сегменты полиграфического рынка. В своей работе на них ориентируется и ваш основной партнер КВА, продемонстрировавший на LabelExpo несколько интересных решений для производства цифровой этикетки и упаковки. Есть ли к подобным решениям интерес в Украине? Можно ли ожидать проектов?
С. П.: Два структурных подразделения КВА работают в направлениях цифровой печати. KBA-Digital & Web Solutions представила рынку цифровую рулонную печатную машину для печати газет, книг и коммерческих изданий. KBA-MePrint предлагает цифровые решения для этикеточного и упаковочного сегментов рынка. Безусловно, во всех странах, включая и Украину, к таким машинам есть интерес. Украинский рынок будет готов к реализации таких проектов после стабилизации и начала роста украинской экономики.
В УСЛОВИЯХ ПЕРМАНЕНТНОГО КРИЗИСА
Print+: Как организована работа «УПГ»/«Полиграфимпорта» в условиях перманентного кризиса? На что делаете акценты в работе? Не пришлось ли прибегать к непопулярным мерам (сокращения и пр.)?
С. П.: Начавшийся осенью 2008 г. спад продолжается до настоящего времени. Наиболее существенно экономический спад отразился на объемах поставок полиграфического оборудования. Перспективы по росту объемов продаж оборудования сейчас оценивать достаточно сложно. Объемы поставок расходных материалов снизились существенно, но спад в этой сфере деятельности компании более-менее пропорционален уровню общего спада объема заказов в полиграфической отрасли, что дает возможность некоторого планирования и прогнозирования. За эти годы были сокращения персонала и переход на жесткую политику сокращения затрат, это неизбежно в связи с падением объемов. В настоящее время деятельность менеджмента сконцентрирована на том, чтобы полностью сохранить работоспособность компании по всем направлениям ее деятельности, и максимальный акцент сейчас делается на общении с клиентами и направлении расходных материалов.
Print+: Можно ли говорить о том, что сегодня нет типографий, с которыми б у «УПГ»/«Полиграфимпорта» не было незакрытых судовых споров, касающихся долгов по оборудованию, сервису, материалам зарплате? Если такие компании есть, то что это за типографии, и на каком этапе находятся судовые споры с ними?
С. П.: Типография, которая не рассчиталась за оборудование с КВА и по которым вынесено судебное решение всего одна, — киевская компания «Интертехнология». Печатная машина принадлежит КВА, и это только вопрос времени, когда машина будет возвращена КВА. Есть еще две типографии, которые не до конца рассчитались с КВА, но по ним не было судебных споров, есть договоренности, и они продолжают платить. Возникают задержки по оплате за расходные материалы, но мы стараемся не работать с типографиями, которые нарушают финансовую дисциплину или работать очень ограниченно в рамках небольших сумм и с небольшими отсрочками. Есть одна государственная типография, которая не рассчиталась за сервисные услуги, нам пришлось решать этот вопрос через суд, и сейчас ожидаем оплату.
О ПЕРСПЕКТИВАХ ИНВЕСТИЦИЙ
Print+: Как вы оцениваете перспективы привлечения различных источников финансирования при реализации полиграфических проектов в Украине в ближайшее время? Есть основания предполагать, что деньги вновь станут доступны украинским полиграфистам? Или об этом говорить слишком рано?
С. П.: Финансирование Украины значительно усложнилось. Прямое заводское финансирование от производителя, как это было в докризисные времена, сейчас получить возможно исключительно под гарантии европейских банков.
Print+: Показалось, что выборы были достаточно «хлебными» для некоторых типографий. Разделяете наше мнение? Есть основания предположить, что полиграфисты на выборах заработали, и инвестиции могут начаться?
С. П.: Мое мнение, что на прошедших выборах никто не заработал несколько миллионов евро на новую большую печатную машину. Да, заказы кое у кого были, да кто то что то заработал, но экономическая ситуация в стране не изменилась, а именно экономическая ситуация может быть толчком к инвестициям, а не сумма денег в тумбочке.
ПОВОД ДЛЯ ОПТИМИЗМА
Print+: На какие сегменты полиграфии будете обращать внимание в следующем году? Чего ожидаете от него?
С. П.: В Украине есть много типографий, которые не обременены долгами перед банками или поставщиками, которые имеют стабильный объем заказов и в случае улучшения экономической ситуации и с учетом износа имеющегося парка оборудования будут готовы к новым инвестициям. Надо учитывать и то, что нынешний кризис многим открыл глаза на реалии полиграфического бизнеса; и не все те, кто стал полиграфистом в докризисные времена, будут морально готовы к новым возможным рискам, покупая опять в кредит. Есть группа упаковочных, этикеточных и коммерческих типографий, которые по различным причинам более-менее успешно преодолели эти годы, занимают определенную устойчивую долю рынка сейчас и, я уверен, морально готовы к следующему шагу по расширению полиграфического бизнеса. Мы находимся со всеми типографиями в постоянном контакте и надеемся, что они выберут нас как партнера для продолжения бизнеса.
Источник: «Принт плюс: бумага и полиграфия», № 10 (124), 2015