Сергей Паламарчук: «Адаптируйтесь к реальной ситуации на изменяющемся рынке!»

09.01.19

Генеральный директор «УПГ» Сергей Паламарчук традиционно подводит итоги года и оценивает состояние рынка полиграфических услуг в Украине.

Итоги года

Print+: 2017 г. для «УПГ» был довольно успешным — компания приняла участие в инсталляции семи печатных машин — двух новых и пяти б/у. Каких успехов в области поставок оборудования на украинский рынок «УПГ» и её ключевой партнёр Koenig & Bauer добились в 2018 г.?

Сергей Паламарчук: 2017 г. действительно можно назвать самым успешным по поставкам нового офсетного печатного оборудования в Украину после начала периода политических изменений в стране в 2014 г. Две установленные новые современные печатные машины Koenig & Bauer Rapida 106 с общим количеством 17 печатных секций были существенным усилением упаковочного рынка Украины.

2018 г. прошёл в обсуждении и подготовке новых проектов, но поставок новых печатных машин в Украину в этом году не было. Тем не менее, этот год ознаменовался поставками нескольких листовых печатных машин Koenig & Bauer формата В1 со вторичного европейского рынка. Эти машины также дополнили упаковочный сегмент рынка печатных услуг Украины.

В уходящем году многие упаковочные типографии проявили интерес и приобрели вспомогательное оборудование: машины для порезки из рулонов в листы, переворотчики стопы, резальные машины. Пять единиц подобного оборудования было продано в 2018 г. упаковочным типографиям.

Print+: Расскажите о ключевых изменениях доктрины работы «УПГ» на рынке полиграфии, если они были в уходящем году.

С. П.: Тенденции рынка полиграфии в мире регулярно прогнозируются ведущими мировыми аналитическими агентствами. Продолжая работать в сегменте поставок оборудования и материалов, необходимо просто следить за мировыми тенденциями развития и прогнозами и обязательно стараться максимально точно адаптировать эти прогнозы к реалиям украинского рынка.

Print+: Поставка расходных материалов для полиграфического производства остаётся в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений деятельности многих компаний, ранее получивших известность как ключевые дистрибуторы оборудования, «УПГ» — не исключение…

С. П.: В связи с экономико-политической ситуацией в Украине и общим снижением объёма полиграфических заказов, особенно в коммерческом, рекламном, газетном сегментах и в секторе печати периодики объёмы продаж печатного оборудования упали. Поэтому основным источником стабильного и регулярного дохода для нашей компании остаётся поставка расходных материалов.

Бизнес по продаже расходных материалов позволяет получать ежедневный оборот и за счёт этого стабильный доход для возможности покрывать затраты на содержание офиса, сервиса, обучение.

На протяжении уже более 15 лет компания «УПГ» успешно представляет в Украине несколько ведущих европейских производителей расходных материалов. Все эти годы «УПГ» поставляет краски и материалы производства Sun Chemical, концентраты увлажнения, смывки, водные лаки, вспомогательную химию под торговой маркой DS (Fuji/Hi-Tech), широкий спектр высококачественных УФ- и водных лаков производства швейцарской компании Schmid Rhyner, весь спектр расходных материалов немецкой компании DruckChemie.

Если сравнивать объёмы продаж расходных материалов в предыдущие периоды и сейчас, то мы видим абсолютно чёткую зависимость объёмов потребления материалов от изменений объёмов рынка печатной продукции. Печатный рынок постепенно сжимается, особенно это ощущается в сегментах печати, конкурирующих с электронными медиа.

Print+: Вы говорили о намерении вывести в 2018 г. на рынок Украины новые бренды расходных материалов. Реализовали эту инициативу?

С. П.: Опираясь на опыт концерна Koenig & Bauer в полиграфической отрасли, мы в этом году вывели на украинский рынок продукты немецкого производителя расходных материалов, который ранее не был представлен в Украине, но был одним из успешных партнёров Koenig & Bauer.

По продуктовой линейке другого нашего партнёра мы расширили диапазон применения и вышли за пределы полиграфической отрасли, успешно поставляя материалы для других областей бизнеса. Такой сегмент полиграфии, как расходные материалы, сложен тем, что требует кропотливой работы, знаний и времени на внедрение, контроля процессов на молекулярном уровне. Успех применения иногда зависит ещё и от многих других факторов, на которые мы не можем влиять, как, например, культура производства в самих типографиях, уровень знаний сотрудников типографий, состояние их оборудования.

Print+: Удалось ли компании «УПГ» сохранить эффективную сервисную службу? Какими были ключевые направления её деятельности в 2018 г.?

С. П.: Сервисная служба компании — поставщика оборудования является важным фактором успешных продаж. В последние годы просматривается явная тенденция снижения рентабельности всех сегментов полиграфического бизнеса. Снижение доходов типографий подталкивает их экономить на всём и в т. ч. на услугах сертифицированного сервиса от представителя производителя оборудования.

Многие типографии стараются привлекать сертифицированных специалистов в ситуациях, когда силами собственных технических специалистов уже проведены безуспешные попытки самостоятельного ремонта. Некоторые типографии для своих старых машин применяют изготовленные на стороне неоригинальные запасные части. Такая ситуация с обслуживанием машин в итоге приводит к повышенному износу, дополнительным поломкам и, как результат, дополнительным затратам.

Во всём мире сервис строится на принципе абонементного обслуживания и регулярности регламентных работ. Мы надеемся, что и украинские типографии со временем перейдут на европейский принцип технического обслуживания. Заводы-производители также меняют политику сервисного обслуживания и настоятельно рекомендуют клиентам использовать сервисные договоры для обеспечения надлежащего технического состояния оборудования.

О рынке Украины

Print+: Мы неоднократно говорили, что Украина миновала фазу роста потребления печатной продукции и тенденция роста сохраняется только в сегменте упаковки. 2018 г. подтвердил, по вашему мнению, эту тенденцию?

С. П.: После существенного падения рынка в 2008 г. и частичного его оживления через несколько лет дальнейший общий спад объёмов печатной продукции предсказывали все аналитические компании, начиная с 2011-2012 гг. Фактические объёмы падения рынка по различным сегментам полиграфии в своём большинстве совпадают с прогнозами аналитиков. Ожидаемый объём роста сегмента упаковки есть, но он не настолько большой, и его прогнозируют на уровне 1,5–2,5%. При этом следует учитывать процесс миграции упаковки из сегмента картонной в гибкую плёночную.

Не следует ожидать стремительного роста продаж оборудования. Продажи оборудования будут, поскольку идут естественные процессы износа существующего оборудования и его морального старения на фоне установки современных высокоавтоматизированных скоростных машин в европейских типографиях.

До 2008 г. объём потребления печатной продукции на душу населения в развитых европейских странах был в 8–10 раз больше, чем в Украине. В связи с этим рынку Украины прогнозировали существенный рост, в то время когда европейский рынок уже находился в фазе насыщения. Но ситуация в нашей стране сложилась совсем иначе.

Два фактора, влияющие на рост объёма потребления печатной продукции, такие как общемировой спад в полиграфии и стремительное развитие электронных медиа, привели к тому, что украинский рынок перешагнул ступень роста печатных средств информации. Низкая покупательная способность населения, снижение объёмов экономики на фоне политических изменений в стране привели к более быстрому переходу людей и компаний с печатных источников информации на электронные носители.

Часть типографий в Украине, которые ранее не занимались упаковкой, предприняла шаги по реорганизации производства и начала производить упаковку. Есть очень успешные примеры, когда украинские коммерческие типографии, ранее специализировавшиеся на рекламной продукции и периодике, за 1-2 года сменили профиль и вошли в десятку упаковочных типографий Украины. Рынок упаковки — не безразмерный, и приход в этот сегмент новых игроков будет вести к повышению конкуренции. Тем не менее, в случае позитивных изменений и роста экономики Украины, в сегменте мелко- и среднетиражной упаковки будет рост.

Print+: В то же время вы говорили о возможном росте заказов в полиграфии Украины в связи со стабилизацией экономики и ростом малого и среднего бизнеса. Это произошло хотя бы частично или, возможно, произойдёт в обозримом будущем?

С. П.: Я и сейчас полностью уверен, что спрос на печатную продукцию возможен только при условии стремительного роста именно малого и среднего бизнеса, что пока не произошло в Украине. Но даже при условии того, что малый и средний сегменты бизнеса начнут расти, это всё равно не оживит такие сегменты полиграфии, как газеты, периодика, секьюрити (бланки, сертификаты), которые уже ушли в Интернет и в электронные реестры.

Стремительный рост малого и среднего бизнеса существенно оживит рынок полиграфических услуг с малыми тиражами, и здесь будут преобладать те печатные продукты, которые позволят этому растущему малому бизнесу преподнести свои товары и услуги потребителям и привлекательно упаковать их.

Другими словами, ожидаемый рост будет происходить опять же в сфере этикетки, упаковки, персонализации и рекламы для более быстрого продвижения товара к покупателю. В связи с этим не исключено, что лучшие шансы в завоевании этого рынка будет иметь цифровая печать, по сравнению с офсетной, за счёт потребности в оперативности и малых тиражах.

Print+: Если говорить об «отложенном» спросе, у вас есть ощущение, что в типографиях, не работающих в сегменте производства упаковки, всё же будет появляться новое офсетное оборудование?

С. П.: Если мы говорим о сегментах полиграфии, не связанных с упаковкой, то отложенный спрос на новое оборудование сейчас проявляется в том, что происходит естественный износ существующего оборудования и не покупается новое. Отложенный спрос на оборудование в этих сегментах, к сожалению, сейчас не формируется ростом самого рынка услуг. Новое оборудование будет устанавливаться либо в уже работающих финансово стабильных типографиях, которые будут расширять свой рынок за счёт неспособных переоснащаться конкурентов, либо в интернациональных компаниях, которые могут зайти на украинский рынок.

Print+: Как вы в целом оцениваете перспективы появления в Украине (не в упаковке) высокоавтоматизированных машин офсетной печати? Ведь даже несколько таких машин способны существенно перекроить рынок, потому что на нём есть избыточные мощности (большинство типографий загружены только ситуативно). Какие «за» и «против» установки современных печатных машин в Украине?

С. П.: Приведу интересный пример. В настоящее время на европейском рынке повысился спрос на высокоавтоматизированные листовые машины с переворотом. Явление на первый взгляд довольно странное, учитывая общую тенденцию падения рынка печати коммерческой периодики. Однако этому явлению есть объяснение. Падение заказов на периодику и рекламу большими тиражами и общее падение объёма заказов ведёт к тому, что для выполнения заказов, которые остаются на рынке, необходимы уже не большие рулонные машины, а именно листовые машины с переворотом.

Эта тенденция сохранится недолго — до тех пор, пока большая часть периодики окончательно не уйдёт в Интернет. Учитывая то, что Украина развивается не совсем тем путём, который прошли европейские страны, не исключено, что всплеск экономики может вызвать спрос на коммерческие рекламные заказы в таком объёме, что будет экономически целесообразно инвестировать в новые машины.

В настоящий момент пока видится более вероятным возможное приобретение современных листовых машин для сегмента коммерческой печати (не упаковка) существующими типографиями коммерческой печати для обновления изношенного парка оборудования и снижения затрат за счёт повышения производительности и эффективности производства с учётом роста затрат на оплату труда.

Print+: Слышали мнение, что вовсе не отсутствие кредитования сдерживает покупательские намерения типографий, а отсутствие уверенности в возможности возвращения инвестиций. Согласны?

С. П.: Основная цель любого бизнеса — получение прибыли. Европейский полиграфический рынок работает следующим образом. Если какое-то направление полиграфии позволяет вернуть вложенную в него инвестицию на протяжении не более пяти лет, то это целесообразно. Североамериканский рынок ещё более жёсткий. Там целесообразность инвестиции ограничена 3-4 годами её возврата. Если у владельцев нет возможности или способностей полностью загрузить новую машину или очень дорого продавать её продукцию и срок возврата инвестиции превышает указанные выше сроки, то такая инвестиция нецелесообразна. Начинать надо с расчёта окупаемости инвестиции. Если, взяв в руки калькулятор и посчитав целесообразность инвестиции, вы видите в этом смысл, только тогда должен возникать второй вопрос — где взять деньги.

Print+: С учётом интенсивного развития цифровых технологий и перетекания в «цифру» части заказов с офсетного рынка, допускаете ли, что в Украине офсетную печать может ожидать удел нишевой технологии (если как нишу рассматривать упаковку, частично этикетку, книжное производство…)?

С. П.: Цифровая печать присутствует на рынке довольно давно, но она пока не вытеснила кардинально традиционный офсет. По затратам на производство, металлоёмкости, точности изготовления цифровая машина теоретически должна быть существенно дешевле офсетной машины. В реальной жизни мы видим немного иную картину как по ценам на само профессиональное цифровое оборудование, так и по себестоимости расходных материалов и оттиска.

Очевидно то, что производители цифровых машин могут снизить стоимость продажи как самих машин, так и расходных материалов для удешевления себестоимости оттиска, но они этого не делают. Высокие прибыли на машинах и материалах при невысоких затратах на само производство, очевидно, устраивают производителей цифровых машин, и они не стремятся снизить цены и наводнить рынок дешёвыми машинами с низкой себестоимостью оттиска. Как долго ещё продержится такая ситуация, неизвестно.

При более низких ценах на цифровые машины и более дешёвой себестоимости оттиска «цифра» быстрее бы заняла большую долю рынка коммерческой рекламной продукции, и часть этикетки и упаковки перешли бы на цифровую печать — даже, возможно, в ущерб качеству — там, где «цифра» ещё уступает офсету. Промышленная печать и печать больших тиражей, скорее всего, пока недостижимы для «цифры» по сравнению с офсетом.

Koenig & Bauer — планомерное развитие

Print+: Какие события, связанные с изменением внутренней структуры ключевого партнёра «УПГ», компании Koenig & Bauer, вы можете выделить по итогам 2018 г. как ключевые. Можно ли сказать, что дела у компании идут успешно после реструктуризации 2017 г.?

С. П.: Компания КВА вернулась в своём названии бренда к полному наименованию Koenig & Bauer и провела полную реорганизацию, выделив в отдельные юридические лица с собственными названиями основные свои направления бизнеса.

Koenig & Bauer AG осуществляет функции холдинга. За последние годы Koenig & Bauer купил новые компании, расширяя свои сегменты бизнеса в упаковке: итальянского производителя широкорулонных флексографских машин Flexotecnica, испанского производителя высекальных машин Iberica, производителя оборудования по печати на стеклянной таре Kammann. Такое расширение говорит о том, что бизнес Koenig & Bauer идёт успешно.

Print+: Обращает на себя внимание факт, что ряд компаний — производителей офсетного оборудования на 100% изменил вектор развития и объявил о «цифровой» революции, например, о модели работы по подписке. Как Koenig & Bauer реагирует на «вызовы» со стороны коллег?

С. П.: Различные производители бросают «вызовы» коллегам и рынку. Есть много примеров технических инициатив и финансовых моделей, предложенных рынку. Koenig & Bauer имеет свои финансовые модели, позволяющие клиентам более легко с финансовой точки зрения войти в рынок с новым оборудованием. Реакция рынка на предложенные ему инновации определяет жизнеспособность таких предложений. Мы все хорошо помним, что много теоретически интересных предложений производителей не были восприняты рынком. Только время покажет степень восприятия рынком каких-либо новшеств.

Print+: Изменилось ли в течение года ваше мнение относительно тех ключевых инноваций партнёров «УПГ», которые могут быть востребованы на рынке Украины? Назовите эти инновации!

С. П.: Движущими факторами инноваций в оборудовании являются запросы рынка на те или иные конечные свойства печатной продукции. Производители, как правило, стараются опережать реальные запросы рынка, закладывая в машинах возможность реализовать эти запросы при появлении в этом реальной потребности.

Так как любой бизнес направлен на получение дохода, печатное оборудование должно обеспечивать максимальную эффективность выпуска продукции с минимальными затратами.

Учитывая то, что стоимость человеческого труда в Украине будет расти, стремясь к европейским стандартам, типографии будут заинтересованы применять те инновационные решения производителей оборудования либо автоматизацию, которые позволят минимизировать количество производственных операций для изготовления конечного продукта, снизить затраты на персонал и сократить до минимума человеческий фактор. Это возможно, только если применяются новые современные машины и обеспечивается технологическая поддержка от производителя оборудования для снижения затрат на производство.

Перспективы

Print+: Что бы вы хотели пожелать коллегам-полиграфистам в 2019 г.?

С. П.: В первую очередь оптимизма, рационализма и динамичности. Полиграфическая отрасль находится в стадии трансформации и перехода некоторых её сегментов на новые носители информации и на новые методы печати. Этот процесс необратим, и к этому надо относиться с должным вниманием, адаптируя свой бизнес к реальной ситуации меняющегося рынка.

Источник: «Принт плюс: бумага и полиграфия», № 10 (154), 2018



« Muller Martini покажет новые разработки на Hunkeler Innovationdays

Koenig & Bauer и Durst Phototechnik кооперируются в области цифровой печати »